Стать членом клуба

В Тольятти на Жигулях!

Автор Beast, 23 июля 2023, 20:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Beast

23 июля 2023, 20:31 Последнее редактирование: 23 июля 2023, 20:38 от Beast
Предсезонные хлопоты, прогулки, поездки, города, люди, знакомые лица и интересные собеседники — всё это который год проходит по схожим правилам, но по разному сценарию и особым обстоятельствам на момент времени. Не исключением стал и сезон 2022 года, который к моменту предстоящего события приближался к завершению.
Побывать в Тольятти на Жигулях я намеревался давно. Впервые такая поездка у меня чуть не состоялась в 2012 году, тогда актив нашего ныне почившего клуба ВАЗ-2103 приезжал на завод, устроив тем самым себе праздник по случаю сорокалетия любимой модели. Другие возможности погостить в Тольятти в течении последних 10-ти лет перечёркивали обстоятельства разных мастей. И если бы не собственное упрямство, через силу заставившее тело выбраться из дома, то эта неудачная серия получила бы очередное продолжение, а сама только мысль о следующей возможности поехать туда, кроме истерического смеха не вызывала больше ничего.

1. Нужно ехать.
Время скоротечно, вместе с ним так же быстро меняется наша жизнь. Все автомобили, окружающие нас, на которых учились ездить наши родители и приобретали первые навыки мы — постепенно уходят в прошлое, становятся частью истории, о которой нужно помнить и бережно хранить для потомков.
Последнее десятилетие у ВАЗа было богатым на круглые даты, цифра 50 играла в них ключевую роль и стала важной вехой в истории завода и его первых автомобилей. Теперь эти первенцы шаг за шагом осуществляют переход в разряд олдтаймеров и все больше становятся уделом узкой группы поклонников, ценителей и энтузиастов.
А в прошлом, 2022 году, заветные циферки докатились до "любимой третьей модели", которая 1 сентября отметила свою круглую дату с начала производства. Коллегами (Lada History) при поддержке завода, по этому поводу были запланированы активности, на которые они нас любезно пригласили. Игнорировать такое важное событие, имея к этой теме опосредованное отношение довольно глупо, поэтому утвердив наши общие намерения с одноклубниками из RetroLADA на поездку и взяв заранее запланированный короткий отпуск на работе — мне оставалась всего-навсего собраться и завершить последние приготовления перед дальней дорогой.
И вот, накануне старта 7 сентября, за 15 часов до отъезда отправляюсь в гараж к своей ноль-одиннадцатой, чтобы внести последние подготовительные штрихи, а заодно бросить вещи в багажник. И всё ничего, если бы по дороге мой организм не вздумал дать сбой. Появилась сильная слабость и невыносимая головная боль, которым я сперва не предал серьёзного значения, но с течением времени состояние усугубилось.
Кое-как все необходимые дела были закончены и я вернулся домой. Померил температуру и просто обалдел от увиденного: градусник показывал "+39.2°С" – это означало, что очередная попытка поездки в Тольятти находится под угрозой срыва и нужно срочно что-то делать...
Напичкав cебя антибиотиками и противовирусными (в надежде на благополучный исход), я провалялся в кровати остаток дня, ожидая при этом, что недомогание отпустит и с утра можно будет спокойно ехать, ведь иначе подведу ребят. Но лекарства не помогали и становилось только хуже...
Начало новому дню дал долгожданный сигнал будильника. Поднявшись с постели после бессонной ночи начинаю размышлять: как же поступить? Если тело немного сопротивлялось, то в голове, наоборот застыла иллюзия, будто бы немного полегчало и теперь гораздо лучше. Тем не менее, всё еще присутствовало недомогание и сильная головная боль, а температура хоть и понизилась до "+38.5°С", снижаться дальше никак не хотела. Делать нечего, сдаваться просто так точно нельзя и во что бы то ни стало нужно ехать и рискнуть, иначе потом буду сильно жалеть.
Уличный мрак, холодный ветер и мерзкий осенний дождь добавили тёмных красок в абсурдность моего положения. По пути в гараж приходит понимание, что проехать за рулём такое расстояние мне врят ли по силам. Тут очень кстати выручил отец, который последние десять лет посещает со мной практически все мероприятия подобного толка и с первой совместной поездки стал любителем этого дела. К тому же, он давно хотел попробовать эти желтые Жигули на ходу. Так что случай для него выдался очень удачный, ну а дальний маршрут поможет как следует привыкнуть к машине.
Так начинался первый день этого интересного события.
Стартанули мы вначале пятого утра. ещё затемно. Не шибко загруженное движение и легкий дождь — позволили преодолеть нам первые 400 километров достаточно быстро и легко. Сама же дорога, несмотря на все наши опасения, по факту оказалась приемлемого качества, а брендовые заправки, отсутствием которых на длинных дистанциях нас пугали бывалые – изредка встречались на пути и проблем с топливом на мои беспочвенные опасения не возникло (когда собирался, чуть было не положил в багажник 20-литровую канистру, к счастью места для неё не нашлось).

Выезжаем


Немного вздремнув и догнавшись купленными лекарствами из ближайшей по пути аптеки, потихоньку стал приходить в себя, температура спадала и мне становилось значительно лучше. Пора прекращать сачковать, надо садиться за руль и наслаждаться дорогой.




Проехали весь путь мы в одиночку. Идея групповой езды в 2-3 машины отскочила у нас с одноклубниками ещё на этапе планирования, ведь дорога от Рязани только первые 160 километров даёт возможность не мешать "низко летящему" потоку транспортных средств, зато после Шацка начинаются затяжные участки двухполосной дороги с одной сплошной разделительной полосой. Только по этой причине мы приняли решение ехать отдельно друг от друга, лишь регулярно поддерживая связь, на всякий случай.
Кто-то выехал раньше, кто-то позже, один наш товарищ выбрал и вовсе для себя уникальный, альтернативный маршрут из Подмосковья через Нижний Новгород, чем впоследствии очень сильно поплатился.

Общий путь прошел как по маслу. Мы сделали всего несколько остановок для дозаправок и легких перекусов, да и в целом пролетели все эти 820км достаточно спокойно и легко.


Город Тольятти встретил нас мерзкой, дождливой — осенней погодой и ледяным ветром. В этот момент хотелось только одного: поскорее найти наше пристанище, спешно разгрузиться, привести машину в порядок, найти ей безопасное место стоянки и отдохнуть.

Одно дело фотографии/видео, другое – реальность. Этот город в моих фантазиях выглядел совершенно иначе. В действительности же оказалось, что не сильно он и отличим от остальных типичных промышленных регионов нашей необъятной страны. Исключение составляет, пожалуй, дорожная сеть: разнообразные развязки и направления, которые один за другими разрезают внушительных размеров перекрестки с круговыми движениями.

2. Вот и приехали.
Найти своё пристанище не составило большого труда, нам очень повезло снять жилье неподалеку от мест главных событий. Разгрузив машину и спешно покидав вещи, мы тут же отправились к ближайшей автомойке, расположенной неподалеку от Паркового комплекса истории техники им. Сахарова, в пространстве которого Ноль-одиннадцатая проведет неполные 4 суток.
На подъезде к городу предварительно созвонились с коллегами из местного клуба Lada History, организаторами фестиваля «Жигули». Ребята были на месте, они занимались выгрузкой машин-участниц с автовозов и могли запустить машину на площадку, так что у нас было совсем немного времени для того, чтобы отмыть свой автомобиль от дорожной грязи и быстренько загнать его на закрытую территорию, в компанию к советским жигулям. За что ребятам еще раз огромное спасибо!

Удивительные люди живут в нашей огромной стране, и несмотря на то, что живём мы на недостаточно большом расстоянии друг от друга, я все время удивляюсь как порой разнится внутренний менталитет, воспитание, наличие или отсутствие положительных или наоборот отрицательных качеств среди народа в соседних и не очень соседних регионах.
Мыл машину я минут двадцать, и за это время успел многое узнать про Тольятти: о его светлом и тёмном прошлом, настоящем и будущем. Спросить о том, чем сегодня живет город, как обстоят дела с работой, какие заводы попали под каток капитализма, поинтересоваться какие предприятия ещё функционируют и какие достопримечательности обязательно стоит посетить. Приветливый сотрудник автомойки нам рассказал многое. То ли машина ему наша понравилась, то ли просто захотелось пообщаться с чужаками от скуки... Неизвестно.
Тем временем вечерело. Пока запарковали наши Жигули, пообщались и пожали друг другу руки — не заметили, как световые часы закончились и наступила пора возвращаться обратно домой, отдыхать. Двое наших одноклубников собирались приехать завтра, а третий всё еще мчал по своему индивидуальному маршруту и приехал в город глубоко затемно. Маршрут у Никиты был настолько увлекателен и полон эмоционального колорита, что под его длинный и увлекательный рассказ о пережитых в дороге приключениях вечер очень быстро пролетел и мы провалились в глубокий сон.

Наступил следующий день, 9 сентября, пятница.
Мы уже находимся в пути, местное такси родной для города марки везет нас к ВАЗовской высотке. Нужно забрать «охристую шестёрку», которую вчера здесь оставил Никита.
Кто бы мог подумать, что 34 года спустя — эта машина снова будет стоять и даже ночевать возле предприятия, в родном для нее месте... С тех пор изменилось не многое. Законсервированное еще в 70-х здание дирекции завода давно достроено, появились новые корпуса, а накопительная площадка с которой «шестёрку» увозили в далеком 1978-ом, всё ещё где-то рядом, в нескольких километрах отсюда.

Моем шестёрку


Тем временем, в парковом комплексе жизнь вовсю кипела. Приехало много людей, энтузиастов, знакомых, единомышленников — главным образом участников предстоящего пробега на территорию завода в честь полувекового юбилея "любимой тройки" и недавнего сорокапятилетия "легендарной Нивы". Желающие помыть машины возвращались обратно и спешно формировали разноцветную, блестящую колонну из «люксовых жигулей» первого поколения.

Подготовка к пробегу на завод


Наша компания не осталась сторонним наблюдателем сего процесса, Саша AlexVintage с радостью принял нас к себе на борт, за что ему еще раз огромная благодарность. Нам с папой было особенно приятно прокатиться в точно такой же тройке 1976 года, тёмно-коричневого цвета, которая все свои 47 лет находится в нашей семье. Пропустить через себя родные до боли звуки и запах — дорогого стоит!
Наконец длинная цепь «трёшек» готова и плавно стартует в сторону завода, в след за главной «Нивой», под руководством и управлением Сергея ValmontDi.
Прокатились до трека и обратно мы очень быстро. Возможно на эмоциях так быстро проскочило время, однако меня не покидало ощущение, будто мы ждали пока служба безопасности даст зеленый свет на въезд значительно дольше.

В ожидании разрешения на въезд.



Впечатлили коллективы заводчан, торжественно собравшиеся возле корпусов с флажками, улыбками и приветствиями. Установленные рядом «антисанкционные гранты и нивы» вносили гармонию в эту встречу, и в спущенный сверху фарс. Однако радость от наблюдения за потоком плывущих по дороге юбиляров люди выражали самую искреннюю, с горящими глазами, от чего было особенно тепло на душе.

Едем на трек


Завод без преувеличения оставил яркое впечатление своими масштабами (2 100 000 мм2 на секундочку), их раньше я мог воображать только по фотографиям и историческим книгам. Но больше всего, учитывая нынешние времена, меня поразила ухоженность призаводской территории и состояние заводских строений, которые находились в поле зрения. Несомненно радует, что завод живет, ухожен и старается развиваться. Как говорят бывалые: такая обстановка далеко не на всех ныне живых автозаводах в стране, а на ВАЗе — так.


После общей фотосессии на треке, мы направились к памятнику Виктору Николаевичу Полякову (первому Генеральному директору ВАЗа), где пробыли порядка получаса. В ряд построенные юбиляры за несколько минут превратили маленькую площадь в ретро-выставку, которую с удовольствием посетили заводчане.



Затем, наша цветная колонна вернулась обратно, на территорию паркового комплекса. Здесь мы зарегистрировались на фестиваль, перегнали автомобили на специально выделенную для нас экспозицию, и приступили к её обустройству.



Первый день фестиваля прошёл в ознакомительном ключе, большую роль сыграл будний, рабочий день. На территории было малолюдно, комфортно и тихо, что позволило нам спокойно рассмотреть основные экспонаты и сделать несколько фотографий.
Если говорить в целом о фестивале, который уже второй год подряд организуют наши коллеги, то сразу хочется отметить площадку – главную сокровищницу этого праздника. Гигантская территория (38 гектаров), несметное количество разнообразной техники (более 2000 экспонатов). А еще дорожки, зелень, уют. Просто идеальное место для фестиваля, которое непременно стоит посетить.
Закончив установку реквизита и как следует пообедав, мы отправились в музей Экспериментальных автомобилей ВАЗа.


В небольшом ангаре представлены прототипы и мелкосерийные спортивные автомобили, в помещении есть так же макеты и множество исторических документов. Жаль, ангар совсем невелик и не может вместить больше экспонатов, а второй, на момент нашего посещения, оказался закрыт на реконструкцию. И все же я очень рад тому не многому, что удалось увидеть. Одна Ока-2 чего только стоит. Очень красивый и гармоничный автомобильчик мог получиться.







Сама площадь комплекса, а точнее его добрая половина, буквально усыпана вертолетами и самолетами разного периода производства и назначения. Состояние, надо сказать, их вполне приличное. Видно, что за техникой ухаживают и охраняют от вандалов. Подводная лодка Б-307 в музее один из главных экспонатов, в нее даже водят экскурсии, мы туда правда не попали, поскольку узнали расписание слишком поздно. Будет повод приехать сюда еще раз. Кстати, очень рекомендую ознакомиться с историей появления этой лодки в музее. Её сюда доставили не разбирая, прямо с берега.






С течением дня парк продолжал наполняться все новыми и новыми автомобилями. Отрадно, что приезжали сюда не одни известные нам участники и ранее знакомая техника. Самарская область находится от центра на достаточном удалении и далеко не все местные жители посещают крупнейшие в наших местах фестивали и другие столичные профильные мероприятия. Поэтому будучи здесь нам было особенно интересно поближе познакомиться с техникой и завести новые знакомства. Завершился этот слегка сумбурный день дружескими посиделками и общением в нашем узком кругу.







Второй день начался активно. С погодой повезло. Ясное небо и яркое солнце поднимало настроение. Площадка продолжила наполняться новыми участниками. Чашу весов, среди разнообразия марок с огромным перевесом занимала продукция преимущественно ВАЗовская, ну а как иначе может быть в Тольятти? Через какое-то время, возле Нивы Камиля Юсупова стоящей напротив нашей экспозиции мы заметили заслуженных ветеранов: Юрия Кузьмича Целикова и Валерия Павловича Семушкина. В.П. активно давал интервью возле своего детища и рассказывал уникальные исторические факты про то, как рождалась Нива. Мы тут же переместились туда, а через несколько минут вдруг заметили, как возле него собралась огромная толпа слушателей. Рассказчик В.П. между прочим очень хороший.
Казалось бы, обо всех этих исторических фактах о Ниве 100 раз я уже где-то слышал и читал, и все-таки кое-что удалось почерпнуть нового для себя и даже задать несколько волнующих вопросов, а затем от себя и от нашего клуба лично выразить огромное уважение и благодарность этому человеку. Дай Бог ему здоровья! Напоследок Валерий Павлович подписал на память инструкцию для моей Нивы и сделал с нами памятные фотографии.




Время подходило к обеду, наплыв публики всё не прекращался, поток людей только увеличивался. Активно шла подготовка к старту ретро-ралли, организованного в рамках фестиваля для всех желающих. Среди раллистов были отнюдь не одни рядовые участники, на старт отправилось высокое руководство завода и даже области. Наша команда не обошла такое событие стороной. Двое товарищей на голубой 2102 от нашего клуба вышли на старт вместе со всеми раллистами и привезли впоследствии очень неплохой результат для своего дебюта!




После того, как наши раллисты закончили свои покатушки и вернулись, мы все дружно отправились в еще одно очень важное место, которое очень давно я хотел посетить – это конечно же музей ВАЗа.
Располжен музей между заводом и парковым комплексом, тоесть очень удобно и совсем неподалеку. Неспешная пешая прогулка до входных дверей заняла у нас около 25 минут.
Стоимость входного билета весьма символическая, однако организаторы очень постарались сделать максимум приятного для своих участников и пробили для нас бесплатное посещение. Несколько лет назад здесь сделали реконструкцию и расширили площадь, а некоторые ранние автомобили к юбилейным датам подверглись косметическому ремонту. Не сказать, что помещение очень просторное, учитывая сколько единиц уникальной техники и предметов здесь хотелось бы видеть, но для представленных в экспозиции автомобилей пространства хватает.






Я не мог уйти отсюда не сделав памятное фото с новой юбилейной трёшкой


В музее нас интересовали в первую очередь ранние и юбилейные Жигули, а так же ранние прототипы более поздних моделей. Всё это тут конечно есть, кроме двухмиллионной 21011, она хранится в краеведческом музее. Забегая вперед скажу, что побывать в нём нам не удалось, будет повод приехать в Тольятти снова.
Что касается музея ВАЗа, то он у меня оставил смешанные чувства. Сравнивать мне правда особо не с чем, так как 10 лет назад, когда он выглядел немного иначе я не был вместе со всеми. Судить и сравнивать могу только по старым фотографиям. Безусловно, стало лучше, но есть над чем поработать. Такой огромный завод со своими традициями просто обязан иметь «крутой» музей. Ведь как мы будем заботиться о своей истории, таким будет и наше будущее. Спасибо стоит сказать местным энтузиастам, которые в меру возможностей содействуют в совершенствовании и обращают внимание на недостатки к которым могут и должны прислушиваться.


Предсерийная десятка. Её же в известном видео показывали Ельцину. Никогда не понимал, зачем в серии изменили бампер. На мой взгляд так смотрелось куда лучше.



Когда мне было лет 8, я был влюблен в эту машину и даже мечтал, что когда-нибудь позже куплю точно такую же, но что-то потом пошло не так)) Кстати, куда подевалось с нее литьё, в которое она была раньше обута? Загадка.


Между тем, в ходе осмотра — состояние экспонатов меня повергло в шок. Автомобили в музее практически не защищены от людей, а культура воспитания среди основной прослойки населения в стране, как известно, невысока. Каждый 3-ий норовит приложить свои жирные пальцы к натертому кузову или опереться на него. Хорошо, если эти приложеные пальцы и одежда без металлических предметов, а если нет? Первый концепт Xray 2012-го года выглядел на момент нашего визита просто ужасно. Покрытие затерто по кругу, весь в царапинах и вблизи выглядел очень грустно. На некоторых прототипах присутствуют повреждения, на одном даже оторвана ручка. Но в целом мы остались довольны и сходили сюда совсем не зря. Наконец-то удалось увидеть вживую машины, которые в теперь уже далеком детстве я с упоением разглядывал на картинках в журнале «За рулем».

Lada Roadster


Peter Turbo. Очень интересный концепт был для своего времени, но...



Lada C Coupe. В 2007 году выглядела довольно свежо. И снова но...


Lada C Cross




Маттиновская Нива. Оставила смешанные чувства, но лучше бы в серию, чем никак.


Lada X-ray 2012



Вечером организаторы фестиваля устроили в административном шатре небольшой фуршет. Здесь прозвучали слова благодарности в адрес участников и организаторов, случилась череда новых знакомств и прошли задушевные разговоры за стаканчиками горячительных напитков. На этой позитивной ноте основной день фестиваля закончился. Оставшийся вечер мы посвятили ознакомительному осмотру города, который нам организовал наш старый приятель, Тольяттинец, Олег.



Следующий, заключительный день, не был таким массовым как предыдущие два, поскольку народ потихоньку начинал готовиться к отъезду. Небо затянуло тучами и моросил мерзкий дождь, такая мрачная погода лишь сильнее усугубляла нахлынувшую грусть и неприятное осознание завершающегося праздника.
Людей в этот день в парковом комплексе практически не было – это дало нам возможность наконец отснять все экспонаты фестиваля и как следует их осмотреть в спокойной обстановке.













Ближе к обеду организаторы фестиваля торжественно провели церемонию награждения. Номинаций приготовлено было очень много, наш клуб тоже не остался с пустыми руками, нам вручили диплом и кубок «за верность марке» и небольшие сувениры.


Перед отъездом мы ещё раз поблагодарили организаторов за радушный приём и отправились к заводской высотке на фоне которой сделали несколько памятных снимков, после чего двинулись в путь домой.







Заехали в гараж уже глубоко за полночь, уставшие и довольные поездкой. К сожалению, только на обратном пути, благодаря целому комплексу противовирусных препаратов у меня наконец перестала болеть голова, самочувствие стабилизировалось и с ним поднялось настроение. Стоила ли того поездка и оправдан ли риск? Конечно же стоила, иначе точно бы жалел.


В завершении этого рассказа, хочу еще раз выразить благодарность всей команде организаторов фестиваля «Жигули», Олегу Гусейнову за экскурсию и всем одноклубникам из «RetroLADA» разделившим со мной эти несколько дней. А если с кем-то был груб, вы меня простите, и не судите строго, я был в эти дни немного не в себе)).

Надеюсь, что это далеко не последний мой визит, ведь впереди еще много круглых дат и памятных событий.